Исходный размер 609x897

Дискуссия «Тайна черного ящика: философия в эпоху вычислительного разума»

42
Данный проект является учебной работой студента Школы дизайна или исследовательской работой преподавателя Школы дизайна. Данный проект не является коммерческим и служит образовательным целям

Дискуссия Кети Чухров, Александра Писарева, Максима Мирошниченко, Никиты Василенко «Тайна черного ящика: философия в эпоху вычислительного разума» прошла 29 апреля 2019 г. в рамках юбилейного цикла «Диамат» в Центре современного искусства «Винзавод».

Анонс дискуссии

Вместе с теоретическим и техническом прорывом естественных наук и их проникновением в области гуманитарного знания, мы все чаще сталкиваемся с попыткой либо «завершить» философию, либо заменить ее место наукой и техникой, присваивая при этом этим областям имя философии. Классики постструктурализма (Фуко, Делез, Деррида), несмотря на радикальный разрыв с классической теорией познания, продолжали настаивать на философии как методе мысли. Однако в сегодняшних теориях искусственного интеллекта, вычисления и кибернетики, спекулятивного дизайна, основные ориентиры философии — истина или ее отсутствие, событие или отказ от него, эстетические феномены или их разрушение, единый политический субъект или его множественность, универсальное или единичное — дисквалифицируются как «устаревшие». Например, согласно Лучане Паризи, мысль в пост-кибернитеческую эпоху возможна только как новое непредсказуемое развитие искусственного интеллекта, как новое программное обеспечение (sortware). Главное в такой теории познания — автономность и аутопоэзис машин и нейросетей — парадигма, которую можно отследить уже в философии техники Жильбера Симондона. В данном контексте особое значение приобретает критика кибернетического и технического эссенциализма советским философом Эвальдом Ильенковым в его памфлете 1960-х «Тайна Черного Ящика», где он настаивает на невозможности замены разума интеллектом, а философии — наукой.

Кети Чухров — доктор философских наук, профессор Staatliche Hochschule für Gestaltung Karlsruhe. Автор публикаций по философии, теории искусства, культуры и политики. Среди ее книг: «Pound & £» (1999) и «Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства» (2011). В сфере научных интересов: философия перформативности, теории неогуманизма, влияние экономики социализма на эпистемы мысли и искусство как институт современности.

Максим Мирошниченко — кандидат философских наук, независимый исследователь. В сферу интересов входят современная феноменология, философия сознания, теория медиа, философские проблемы когнитивной науки и искусственного интеллекта.

Александр Писарев — исследователь (ИФ РАН), преподаватель (Школа дизайна НИУ ВШЭ, МГУ). Член редколлегии журнала «Логос». В области интересов: онтология, теория искусства, исследования науки и техники, связь знания и субъективации.

Никита Василенко — саунд-артист, исследователь медиа, куратор. Области интересов — современные теории медиа, визуальная культура, биотехнология, философия техники.

Loading...

В оформлении обложки использована работа Томаса Сарацено

Дискуссия «Тайна черного ящика: философия в эпоху вычислительного разума»
42
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта и большего удобства его использования. Более подробную информац...
Показать больше