Finalist of the competition

Это и есть философская сублимация, с помощью которой достигают идеальной белизны. Потому её и уподобляют женской работе: стирать до белизны, варить и жарить до готовности.

Splendor Solis, Трактат IV

Дизайн как производство мертвецов

Подведём итог. Наша книга есть документация алхимического нисхождение в нигредо — онтологической работы с темнотой, неопределённостью и становлением. Настало время заглянуть на пенную вечеринку альбедо, где, на что мы и уповали в главе «Чёрная пена», каждый объект прозрачен и светел, его таинственная четвероякость лопнула, и теперь чувственное реально, а реальное чувственно, субстанция и акциденция отождествились и сделались процессуальны, и все глаголы осуществились, и пахнет мылом (что, однако, не означает конца работы).

Original size 2304x1291

Долгое время — с момента своего рождения в на рубеже XIX–XX вв. — дизайн (точнее, то, что мы сегодня называем этим словом) был модернистским театром устойчивой формы под руководством автора-демиурга.

Предполагалось, что в каждом артефакте живёт неизменный дух идеальной субстанции, и задача дизайнера сводилась к тому, чтобы аккуратно вылепить этот идеал из тугого пластилина материи и зафиксировать навсегда. Например, в Баухаусе нередко искали эссенциальный принципы формы и цвета — что отражало веру в некоторую стабильную онтологию визуальных элементов. Продукт мыслился как законченное произведение, существующее затем в относительно неизменном виде: стул изготовлен — и стоит на своём месте. На него можно сесть, его можно «технически вопроизводить» [Беньямин], отчуждать и транслировать, но его нельзя менять и ре-интерпретировать, так как это будет преступлением против эссенциалистского идеала «стульности» — в лучшем случае, ошибкой или недоработкой.

Original size 2304x1291

Борис Гройс замечает, что музеификация любого объекта, изъятие его из Dasein’а и заключение в стеклянный гроб музейной витрины, его умерщвляет. Но кажется, объект умирает раньше — как только он признан «готовым», ибо в это мгновение он выключается из потока становления; в этом смысле начало любого практического использования артефакта есть его музеификация. Именно принятие формы и функции как окончательных и нерушимых субстанций означает смерть их творческого потенциала.

Итак, модернистский дизайн был мертворождением.

Как только умер автор, вещи ожили

Смерть автора, как известно, констатировал в 1967 году Ролан Барт в одноимённом эссе. Конечно, на самом деле автор не умер, а просто упал в реку собственного текста и стал одним из многих плывущих по ней актантов, пациентов и эмерджентных турбулентностей. Иногда его голова появляется на поверхности, но он больше не хозяин ситуации.

Original size 2304x1291

Постмодернистское творческое производство — принципиально открытая, итеративная деятельность (даже если декларируется обратное), а эссенциалистские представления модерна о закрытом союз подвергаются деконструкции и даже деструкции. Современный дизайнер — сообразно латуровской акторно-сетевой перспективе и агентному реализму Барад — всё чаще понимается не как демиург, а как настройщик и в то же время участник системы: он — один из узлов сети людей, инструментов, материалов, культуры, контекстов, языка. В такой системе нет иерархии, отделяющей главное от второстепенного; вместо этого каждый актант вносит свой вклад и обладает суверенной агентностью:

Ты говоришь кирпичу: что тебе нужно, кирпич? А кирпич говорит тебе: мне нравится арка. А ты отвечаешь кирпичу: послушай, арки — это дорогое удовольствие, я могу поставить над вами бетонную перемычку. Что думаешь? А кирпич снова: мне нравится арка. Важно, чтобы вы уважали материал, который используете. И вы можете сделать это, только если чтите кирпич и прославляете кирпич, и не обмениваете его ни на что другое.

Луис Кан

Original size 2304x1584

Луис Кан Индийский институт управления, Ахмадабад, Индия 1962

Конечно, любой ответ на вопрос «чего хочет объект» — это, как говорит А. Иконников, фантазм, бессознательный сценарий, образ-желание, «прямой ответ на изъятость объектов… на их фундаментальную сокрытость». В лакановском понимании фантазм — это карта, позволяющая субъекту ориентироваться в загадочном. Фантазм, перенесённый в художественное измерение, — это творческое воображение, которое не просто свободно мечтает, а «пред-интерпретирует возмущения, приходящие от реальности, превращая их в осмысленные образы». Наш миф о чёрной пене как хаотическом субстрате потенциальности — хороший пример: мы создаём свою фантазмологию в ответ на сокрытость объектов. Любое фантазмирование, тем самым, есть «процедура познания того, что могло бы быть, если бы нас не было» — того, как бы сложились кирпичи, дай им Луис Кан полный карт-бланш.

Кирпич хочет арку, но мы никогда не можем быть уверены, что правильно его поняли. Как отмечает Харман, любой доступ к объекту всегда карикатурен. В этом смысле фантазм является не только картой, но и своего рода онтологической неизбежностью — мы обречены создавать карикатуры на кирпичное желание.

На уровне практики это означает отказ от предсказуемости: результат дизайна эмерджентен и рождается из взаимодействия множества факторов. Например, когда элементы графической композиции резонируют друг с другом контингентно, поперёк и помимо авторского намерения, и это резонанс не точечный, а систематический и процессуальный — то это не только констатируется, но и приветствуется.

В проектном мышлении такая процессуальная установка приводит к новым практикам: например, генеративный дизайн (использование алгоритмов для создания графики) возникает не из головы автора-демиурга, а как сгущение и результат процесса (работы алгоритма). Здесь ценится итеративность (то есть признание, что истина не предшествует проекту, а вырабатывается через цикл проб и ошибок) и эмпатия (вчувствование в пользователя — т. е. сознательное включение себя в отношения с Другим). Всё это роднит постмодернистский дизайн с процессуальной философией.

Живые кирпичи Луиса Кана тут засвидетельствуют витальность постмодернистского подхода в сравнении с мертвящим модернистским.

Живое + мёртвое = живое

Не хочется говорить о метамодернистском синтезе первого и второго, потому что, по нашим ощущениям, само слово «метамодернизм» дискредитировано: по большей части оно означает сейчас реваншистские попытки вернуть в искусство мертвящий суверенитет автора — слабого, неумного, одержимого ресентиментами и другими грехами, но самоуверенного.

Поэтому будем говорить о «странном реализме» [Харман] гибридных явлений. Где их можно сейчас обнаружить, так это в дизайне интерфейсов: здесь конечный продукт — это фактически опыт пользователя во времени; дизайнеры говорят о «пользовательском пути», сценариях взаимодействий — это явно процессуальный подход. Но при этом они разрабатывают дизайн-системы, то есть устойчивые наборы компонентов (элементов, то есть объектов — и стилей, то есть их качеств) — субстанций со стабильными свойствами, которые сохраняются в разных контекстах использования.

Original size 2304x1330

Многообразие применения дизайн-системы Material You ©Google

Когда приходит время релиза, дизайнер говорит о некоем итоговом решении как о целом, тем самым фиксируя результат как объект — но временно, так как стабильные сущности (UI-компоненты) оживают: включаются по заданным сценариям в процессы взаимодействия с пользователями, где агентность дизайнера-автора ограничена, а сам продукт постоянно дорабатывается по итогам опыта использования и обратной связи. Каждое действие в этой цепочке есть возмущение, выводящее творческую систему из гомеостаза до тех пор, пока не установится очередная временная консистенция. Дизайн цифрового продукта, таким образом, учитывает оба аспекта, снимая их оппозицию: стабильность и изменение, сущность и событие, субстанцию и процесс.

Цифровой дизайнер действует скорее как модератор: он создаёт условия, направляет, но позволяет проекту самоорганизовываться, причём не только на основаниях исключительного добрососедства и сотрудничества, но и порою в конфликте — представьте себе алхимика, который впервые смешивает неизвестные реактивы, чтобы узнать, что получится — а ведь может получиться фейерверк («Рванёт! — Не должно»).

Выходит, что концепция «анарх-акторной композиции» или, иначе, «нигредо-проектирования», которую мы вводим в книге, описывает именно такую, как в цифровом дизайне, ситуацию: нет никакого единого организующего начала, композиция формируется множеством сложных отношений в общем пространстве, где каждый элемент двуедин — он и автономный объект с внутренним потенциалом, и участник раскрывающегося во времени взаимодействия. Этот дуализм отражает синтез субстанциального и процессуального: элемент имеет неприкосновенное ядро автономии (его нельзя полностью произвольно изменить, у него есть свои свойства) — и одновременно его чувственные качества вступают в отношения с окружением, создавая целостную структуру. Это значит, что у объектов дизайна есть тёмное хармановское нутро, онтологический избыток, «вулканическая мощь» (по выражению Александра Иконникова), не подвластная автору, — и есть поверхность, которая проявляется лишь во взаимодействиях.

Здесь-то и начинается наш алхимический фокус с превращением процессов в субстанцию и обратно, а пузырёк нашей чёрной пены выворачивается наизнанку и белеет. Иконников добавляет: объект не просто существует автономно — он представляет собой систему, «автопоэтическую клетку» или, если угодно, запертый изнутри театр, наполненный странными актёрами, которые разыгрывают в нём свои громокипящие драмы. То есть объект и процесс превращаются друг в друга: субстанция есть сгущённый процесс, а процесс — это развёртывание субстанции.

Вспомним про аллюр — это забавное слово Харман придумал, чтобы объяснить, как объект может одновременно себя и показывать, и не показывать — он кажется состоявшимся и ясным, но почему-то не оставляет в покое, мерцает на границе бытия и не-бытия, реальности и кажимости. Это и есть аллюр — то самое мерцание, которое позволяет почувствовать процесс внутри стабильной формы. Такой объект — холодный медиум в терминологии Иконникова (и Маклюэна, конечно же): от холода он так съёжился, что освободил лакуны для зрителя. Глядя на такой знак, вы не потребляете готовое означаемое, а участвуете в создании «феноменологического смысла» — это и есть процесс внутри субстанции внутри процесса (причём сама эта вложенность странна и подвижна).

В чём же философский смысл этого трюка? В том, чтобы проектирование наконец-то перестало быть искусством стабилизации и превратилось в искусство нестабильности. Художник, который умеет видеть мир как сеть вложенных друг в друга объектов и процессов, становится алхимиком повседневности, медиумом бытия и не-бытия, проводником между формой и бесконечными метаморфозами.

Original size 2304x1291

Таким образом, наш путь через нигредо завершается в бесконечной осцилляции между субстанцией и процессом, контролем и эмерджентностью, материей и смыслом, ясностью и тайной. Красота альбедо не в том, что добела отмыто чёрное, а в том, чтобы в нём увидеть свет, — настолько яркий, что переживается как тьма: мы смеживаем вежды, и ослепительный мир сквозь наши наполненные кровью веки мы видим красным. В алхимии это называется «рубедо», и это конец работы. Но это потом.

We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more