big
создание арт-объектов с использованием экспериментальных материалов
73

Второй модуль курса направлен на создание авторского материала и работу с ним. В первой половине модуля вы сформулируете концепцию и пройдете серию воркшопов, знакомящих с потенциалом экспериментальных материалов. Вторая половина модуля посвящена созданию экспериментального материала, отвечающего вашей концепции. В итоге модуля у вас будет серию объектов на основе авторского материала.

тема 1

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ СКУЛЬПТУРЕ

Для современных художников, работающих с объектами, характерно использование экспериментальных материалов. Часто в таких случаях материал, или процесс создания работы, становится частью высказывания.

0

Падди Хартли, «Мак дикий», 2015
сердце ягненка, конский волос, винтажные швейные нитки

Основываясь на том, что мак является символом памяти жертв о Первой мировой войне и последующих военных конфликтах, художник создает свою серию маков, воссоздавая образ цветка из биологического материала. Художник обращается к современным представлениям о памяти и культурному феномену увековечивания памяти. Объекты сделаны из сердечной ткани ягненка, конского волоса, старинного хлопка и представлены как патологические образцы в медицинском музее в изготовленных специально для них сосудах из стекла, заимствующих форму артиллерийских снарядов времен Первой мировой войны. Каждый мак различается по цвету и немного по форме, в зависимости от обработки материала.

Исходный размер 1920x1473

Пол Тэк, «Без названия (Кусок мяса и стул)», 1966
419,1 × 546,1 × 241,3 см, воск, бронза, пластик, плексиглас

Иногда, художники имитируют природные материалы, как, например, огромное дерево в работе Берлинды де Брейкере. Оно сделано из гипса и воска, с использованием красок и пигментов, что придает поверхность ощущение мягкой, живой плоти.

0

Берлинда де Брейкере, «Калека», 2013
воск, смола, железо, текстиль, гипс, краска

Созданная в королевском дворце Бельгии мозаика из панцирей жуков златок представляет собой высказывание на тему колониальной политики Бельгии. Панцири златок для этой работы художник поставлял из Конго, бывшей колонии Бельгии — там этот вид жуков употребляют в пищу. Работа рассматривает политику колониализма как гиперобъект, включающий в себя государственный строй, королевскую семью, традиции бывших бельгийских колоний и логистику доставки панцирей жуков. Зритель видит роскошную, переливающуюся цветами мозаику, вызывающую отвращение и даже ужас, когда понимаешь, из какого материала она сделана.

0

Ян Фабр, «Небеса наслаждения», 2002
1 600 000 панцырей жуков златок, Бельгийский королевский дворец

В инсталляции «Молельщики и герои» художник Андрей Кузькин использовал хлебный мякиш для создания фигурок.

0

Андрей Кузькин, «Молельщики и герои», 2017–19
350 × 350 × 450 см, 1104 фигурки из хлебного мякиша

вопрос для обсуждения

Как вы думаете, из какого материала сделана эта работа?

0

Алексей Булдаков, «Школа страннолюбия», 2023

практическое задание

Выбор темы, работа с референсами, поиск ключевых слов для работы над созданием материала

задача: сформулировать тему для проекта и подобрать к ней визуальные образы

как выполнять:

  1. напишите название вашей темы и начните подбирать к нему ассоциации: любые связанные понятия, характеристики, ситуации или настроения, которые приходят в голову в связи с выбранной темой (особенно полезны вам будут прилагательные)
  2. посмотрите на получившийся список и обведите в нем 3 — 5 слов, которые вызывают у вас наибольший интерес
  3. найдите в сети картинки, связанные с вашими выбранными словами и в целом, с вашей темой: при поиске картинок ваша задача поймать настроение и найти наиболее полезные для работы референсы

    Важно! Не ищите произведения искусства или дизайна, используйте образы, напрямую связанные с вашей темой.

  4. из выбранных картинок составьте мудборд
  5. опишите ощущения от вашего мудборда: какие на нем цвета? фактуры? какие свойства материалов подчеркивают эти ощущения? вам понадобится 10–15 слов

итог: название темы, набор ключевых слов, мудборд с визуальными образам

тема 2
МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ МАТЕРИАЛА

соединение

Когда мы соединяем вместе разрозненные частицы и стараемся их удержать, мы уже создаем новый материал. Например, работа Эль Анацуи, в которой тысячи крышечек от бутылок соединены в единую поверхность.

0

Эль Анацуи, «Кожа Земли», 2009
500 × 612 см, алюминий (крышечки от бутылок ликера) и медная проволока

По схожему принципу устроена работа художника Кван Йонг Чан, в которой собранные из бумаги пирамидки и конверты сшиты вместе и образуют единое тело со сложной поверхностью.

0

Кван Йонг Чан, «Агрегации», 2015
200 см диаметр, смешанная техника на корейской бумаге ручного производства

Другой способ работы с процессом соединения, когда два существующих материала взаимопроникают друг в друга и образуют общее тело. Так, например, в скульптурных работах Дорис Сальседо, где граница между гипсом и деревом даже если и остается зримой, мы все равно воспринемаем объект как единое тело.

0

Дорис Сальседо, «Без названия», работы 1989–2008
деревянная мебель, бетон

деконструкция

Условно противоположный соединению процесс, когда мы деконструируем уже имеющийся материал. Например, работа Элизабетта ди Маджо, в которой художница использовала хирургический скальпель, чтобы удалить у листьев кувшинок заполняющие ткани листа, оставив только соединяющие прожилки.

0

Элизабетта ди Маджо, «Виктория», 2012
листы кувшинки Виктория

Похожий по процессу проект Хенрика Хоканссона, в котором принсеенные в галерею деревья распилены на сегменты.

Исходный размер 3358x2236

Хенрик Хоканссон, «Разделенный лес», 2012

Сложносоставной проект Эн Хемильтон включает в себя, в том числе, и процесс деконструкции. Частью работы является перформанс, в котором человек стирает ластиком тексты военных уставов. Впоследствии катышки ластика и книжных страниц становятся частью инсталляции.

0

Энн Хемильтон, «Синий индиго», 1991
синяя рабочая одежда, деревянный стол, стул, лампочка, книги (инструкции по военному уставу, синие переплеты), слюна, ластик

деформация

Всевозможным деформациям подвержены любые материалы, часто изменения происходят сами по себе, без вмешательства художника. Работа художника, в таких случаях, будет заключаться в том, чтобы концептуализировать и, возможно, дополнить естественные изменения материала. Пример такого подхода мы вилим в проекте Хаима Сокола с «невидимыми» письмами — изъеденный ржавчиной металл становится метафорой для работы воспоминаний.

0

Хаим Сокол, «Без названия» (из серии «Невидимое»), 2007

Приемы деформации часто можно встретить у текстильных художников — текстиль позволяет эксперементировать с различными способами воздействия на ткань.

Исходный размер 1920x1316

Магдалена Абаканович, «Абакан красный», «Абаканский апельсин», 1968
405 × 382 × 400 см, сизаль; 360 × 360 × 450 см, сизаль

взаимодействие

В современных практиках работы со скульптурой и объектами не редкость использование эксперементальных, в том числе, органических, материалов. Если ваш материал сам по себе живой, вы можете конструировать разные ситуации для проявления его способностей к метаболизму. Например, процессы прорастания одного сквозь другое можно встретить в работе Анки Бенера и Арнольда Эстефана «Субприрода»: важную роль в инсталляции играл процесс прорастания грибов сквозь целофан.

Исходный размер 1600x1048

Анка Бенера и Арнольд Эстефан, «Субприрода» (фрагмент), 2001

В некоторых случаях, взаимодействие материалов становится основным фокусом работы художника. Например, в проекте «Предзнаменования» Хишан Беррада устанавливает серию стеклянных аквариумов с происходящей внутри них химической реакцией — процессы жизни этих «химических пейзажей» записываются на видео и транслируются на большом экране.

Исходный размер 2203x1544

Хишан Беррада, «Предзнаменования», 2007 — настоящее время
37×28×5 см химический ландшафт, заключенный в стеклянную емкость
,

вопрос для обсуждения

Как вы думаете, как сделана эта работа? Какой материал использовала художница и с каким процессом она работала?

0

Марико Кусумото, «Морские растения», 2020–2021

0
практическое задание

Выбор темы, работа с референсами, поиск ключевых слов для работы над созданием материала

задача: 5–7 примеров различных взаимодействий материалов

как выполнять:

  1. используя предметы и материалы, связанные с вашей темой, продумайте и проведите серию экспериментов, которы будут включать в себя: 3 примера соединения материалов и предметов, без использования клея и скотча 3 примера деформации материалов 2 примера соединения и деформированных материалов
  2. выберете наиболее удачные из проведенных проб, объясните свой выбор. Ваша аргументация должна отталкиваться от концепции и темы проекта.
  3. итог: 5–7 проб эксперементального взаимодействия с материалами, аргументированный выбор наиболее удачных вариантов

тема 3
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

При работе с экспериментальным материалом важно помнить, что его физические свойства могут быть непредсказуемыми. Выбранный вами способ соединения или трансформации материала должен быть более или менее стабилен, устойчив и не рассыпаться при первом прикосновении (только если это не часть концепции). Иногда хрупкость работы становится частью высказывания, как, например, в проекте Дорис Сальседо A Flor de Piel, в котором художница говорит о хрупкости жизни.

вопрос для обсуждения

Посмотрите на материал работы и как именно он соединен в единую поверхность. Как вы думаете, можно ли повесить такой объект? Будет ли он висеть в пространстве с потолка, или на стене галереи? Почему да? Почему нет?

0

В некоторых материалах заложена перформативность: с ними интересно взаимодействовать и они благодарно откликаются. Пример такого проекта, когда созданный материал стал частью перформанса — работа Хайди Бухе.

0

Хайди Бухер, «Желание быть стрекозой (костюм)» (Libellenlust (Kostüm)), 1976
246.0 × 295,0 × 25.0 см, текстиль, латекс, пигмент жемчуга

Если вы используете органические материалы, подумайте, каким способом их можно стабилизировать и не дать им испортиться.

Исходный размер 2318x1578

Джулиан Шарьер, «Тропизм», 2014
замороженные растения, холодильник

практическое задание

Проектирование серии объектов и создание объекта на основе экспериментального материала

задача: проектирование и реализация серии объектов на основе экспериментального материала

как выполнять:

  1. проанализируйте и запишите свойства вашего материала: может ли он растягиваться, насколько он хрупкий, твердый ли он и может ли держать форму и так далее
  2. на основе свойств материала, которые вы знаете, сделайте эскизы для нескольких серий объектов: можно опираться в каждой серии на одно ключевое свойство и проектироать серию, например, исходя из текучести материала, а следующую исходя из того, что он имеет свойства портиться
  3. Важно! Учитывайте, что изменения размера материала может влиять на его физические свойства.

  4. выберите наиболее удачную идею для серии и приступайте к реализации объектов в материале
итог: серия объектов на основе экспериментального материала
тема 4
ФОТОСЪЕМКА ОБЪЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ

Предметная фотосъемка на нейтральном фоне необходима для объектов, но не всегда она закрывает все задачи. Часто объекты более выигрышно смотрятся при съемке с эксперементальным подходом, в которой художник создает (или находит) для своих работ определенный контекст.

вопрос для обсуждения

Сравните две фотографии. На ваш взгляд, что именно добавляет к работе помещение объекта в темное пространство? Как вы считаете, для каких целей больше подходит первое изображение, а для каких — второе?

0

задача: провести фотосъемку серии объектов с созданием для них подходящего контекста

как выполнять:

  1. продумайте контекст и место для съемки — какое именно окружение лучше подчеркнет вашу концепцию
  2. спланируйте драматургию съемки, освещение, композицию и последовательность кадров
  3. будьте внимательны к техническим аспектами съемки: даже когда вы снимаете концептуальные кадры, важно помнить про освещение, резкость, композицию кадра

итог: фотосъемка серии объектов с продуманным контекстом

экспериментальные подходы к фотосъемке:
  • в зависимости от концепции проекта, вы можете придумать любой концептуальный подход к фотосъемке, главное, чтобы он не противоречил смыслу вашей работы
  • можно использовать оптические средства (зеркала, линзы, бликующие поверхности) для создания бликов и эффектов мультиэкспозиции
  • интересные кадры могут получится, если снимать сквозь стекла с потертой поверхностью, следами краски или испачканные
  • используйте возможности теней в кадре, они могут создавать дополнительное настроение и геометрию
  • вместо фотоаппарата можно использовать сканер, положив на него объект и попробовать отсканировать: такой подход иногда дает неожиданные результаты
  • 


итог модуля

Результатом работы за этот модуль стал проект серии объектов на основе экспериментального материала и финальная фотосъемка.

создание арт-объектов с использованием экспериментальных материалов
73
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта и большего удобства его использования. Более подробную информац...
Показать больше